Лента туристических новостей — источник оперативной и достоверной информации в мире туризма.

0 310

Что делать, кто виноват, как достигнуть цели и зачем? Обычные вопросы обычного человека… Оленеводы Тувы не задают их себе. Местные не сомневаются: за них все решат духи природы

«Вокруг света» продолжает серию публикаций об удивительных обрядах и ритуалах, свидетелем которых стал Леонид Круглов.

Духи тайги: как живут оленеводы Тувы

На северо-востоке Тувы, в Тоджинском кожууне (муниципальный район), находится священный источник аржан, дарующий долголетие всем, кто в нем искупается. По местным поверьям, в начале сентября аржан «созревает» — концентрация магических свойств воды достигает пика. В это время сюда со всех концов района приходят люди, нуждающиеся в помощи. Я не нуждался, но приехал в Тоджу в конце августа.

Содержание:

Печень горы

Аржан расположен в горах недалеко от села Тоора-Хем, административного центра Тоджи. Добраться туда можно на оленях, поэтому мы с оператором разыскали стан (так называются поселения оленеводов-кочевников).

Стан Одуген расположился на склоне горы. Оленеводы называют это место «печенью горы». По поверьям тоджинцев, в природе все живое и у всего есть сердце, легкие, печень…

Посреди поляны стояло пять чумов — шалашей из жердей, покрытых оленьими шкурами. Вокруг паслось около 200 оленей. Навстречу нам вышел мужчина в куртке и штанах защитного цвета. Это был Павел — начальник стана.

— Мы должны были уйти к аржану два дня назад, — улыбнулся он. — Только собирались в путь, сгущались облака. Видимо, без вас нас не пускали к источнику.

Вопрос «Кто не пускал?» остался без ответа. Мы поставили палатки и решили осмотреться. Двое мужчин метрах в ста от нас загоняли в стадо трех отбившихся оленей, женщина лет тридцати чистила чугунные кастрюли, рядом с ней резвились дети, старики играли в шахматы. Всего я насчитал 12 человек, включая детей.

Духи тайги: как живут оленеводы Тувы

Вечером все собрались в главном чуме. Норжумаа — единственная женщина в стане — разливала в алюминиевые тарелки похлебку из оленины. За едой местные выспрашивали новости с Большой земли. Раз в неделю они связываются по старой радиостанции с Тоора-Хемом. Связь плохая. Все, что успевают: узнать, какой день, и передать приветы близким.

После ужина я поинтересовался, когда мы пойдем к аржану. Но Павел лишь ухмыльнулся и сказал: «Завтра, если разрешат».

Посох всадника

Духи тайги: как живут оленеводы Тувы

— Ну точно, вас ждали, — разбудил меня Павел. — На небе ни облачка. Скоро увидим аржан…

Кочевники погрузили вещи на оленей, лихо оседлали животных, и мы отправились в путь. Ехать верхом оказалось непросто: бока оленя круглее, чем у лошади, легко соскользнуть. Поэтому местные используют палку-посох, которой опираются о землю, если чувствуют, что падают. Мне и оператору вручили по два таких посоха.

Ехали по 12 часов в день. На стоянках, собираясь у костра, в основном молча смотрели на огонь. В один из вечеров зарезали оленя. Ноги, голову и внутренности Норжумаа унесла в чум. Тушу пожарили на вертеле. Но прежде чем приступить к трапезе, Павел достал хомус (варган). Пронзительный звук отразился от гор и вернулся к костру. Раздалось традиционное тувинское горловое пение хоомей. Так оленеводы просили прощения у духов за убийство оленя. По словам Павла, если этого не сделать, духи прогневаются и уничтожат все стадо.

Несмотря на почитание тувинцами духов, угрозы все равно возникали. Утром следующего дня в 100 метрах от места стоянки нашли растерзанную тушу оленя. Это красные волки подобрались слишком близко. Забрав у Норжумаа внутренности съеденного нами накануне оленя, двое тоджинцев покинули стан. Они должны были раскидать требуху как можно дальше, чтобы запутать хищников.

По словам Павла, появление волков — знак: оленеводов «не пускали» к источнику. Я отчаялся. Но Павел успокоил, сказав, что завтра мы попробуем пройти к аржану вчетвером, я с оператором и он с шаманом, который должен был задобрить дух источника.

Минерал смерти

Рано утром мы уехали. К вечеру второго дня остановились у края ущелья. На его дне из земли поднимались дымки — это и был аржан. Но Павел начал устраиваться на ночлег. Я не понимал, почему, ведь цель так близко.

Духи тайги: как живут оленеводы Тувы

— Ты видишь здесь дорогу вниз? — Павел указал на отвесные скалы ущелья, где, как мне показалось, без альпинистского снаряжения не спуститься. — Пока аржан не пускает нас. Переночуем здесь и, если получим разрешение, сможем сойти вниз.

Пока я устанавливал палатку, шаман выкладывал камнями место для костра. Я решил подойти ближе. Но Павел остановил меня и попросил не мешать готовиться к разговору с духами аржана.

Как только стемнело, шаман развел костер и начал камлание — шаманский обряд. Он взял бубен и стал пританцовывать вокруг костра. Минут пятнадцать шаман что-то бормотал себе под нос, затем оставил бубен, разложил на камнях куски оленины и уселся рядом. Через пару минут он завел диалог с кем-то невидимым. По словам Павла, это был дух источника.

Духи тайги: как живут оленеводы Тувы

Пока шаман беседовал, Павел рассказал, что вода аржана лечит серьезные заболевания. Она удаляет из организма «минерал смерти». Так тувинцы называют некую соль, которая содержится в организме человека, с годами скапливается на стенках сосудов и приводит к тромбофлебиту, инсульту, склерозу…

— Завтра будет дорога, — прервал нас шаман.

Наутро в отвесных склонах ущелья мы легко нашли проход. Аржан — это 30 ключей, бьющих из-под земли. Вокруг двух самых больших построены деревянные домики с бассейнами внутри: с ледяной и горячей водой. Я искупался и в том, и в другом. Мы пробыли возле аржана пару дней и вернулись в стан, чтобы другие оленеводы могли проделать наш путь.

Духи тайги: как живут оленеводы Тувы

Я слабо верю, что духи открыли нам источник. Но тоджинцы не сомневаются в их существовании. Здесь, в дикой тайге, человек ощущает полную зависимость от природы, неспособность повлиять на свою судьбу, и приходится верить, что кто-то незримо защищает тебя.

Памятка путешественнику

Республика Тува, Кызыл

РАССТОЯНИЕ от Москвы ~ 3660 км (от 5 часов полета без учета пересадок)

ВРЕМЯ опережает московское на 4 часа

ВИЗА не нужна

ВАЛЮТА рубль

Что нужно сделать в Республике Тува

УВИДЕТЬ «шаманскую клинику». Там работают семь шаманов, которые оказывают помощь больным, используя древние тувинские ритуалы.

СЪЕСТЬ согажа — шашлык из бараньей печени (440 рублей за порцию в юрте-ресторане «Алдын-Булак»).

ВЫПИТЬ суттуг шай — зеленый чай с молоком и солью (от 90 рублей за чашку в любом кафе города).

ЖИТЬ в гостинице «Одуген» (2100 рублей в сутки за двухместный номер); при переездах в соседние деревни лучше иметь с собой палатку.

ПЕРЕМЕЩАТЬСЯ по городу на автобусе (40 рублей за поездку), между городами — на такси. До села Тоора-Хем — 1300 рублей, туда же можно доплыть по Енисею на теплоходе, который ходит раз в два дня, цена билета — 400 рублей.

КУПИТЬ в подарок фигурки из агальматолита — местной горной породы (от 200 рублей за статуэтку шамана высотой 5 см), для себя — сушеный творог курут. Творог нарезают квадратиками и сушат, как грибы, на ниточке, подвешенной к каркасу юрты.

Впечатления: Леонид Круглов

Фото: Леонид Круглов, Shutterstock, Наталья Львова/ООО «Издательский дом Родионова»/ИТАР-ТАСС, Юрий Викулин/ФОТОБАНК ЛОРИ, Евгений Мареев/ФОТОБАНК ЛОРИ

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2014

Дина Бабаева, Леонид Круглов

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.