Лента туристических новостей — источник оперативной и достоверной информации в мире туризма.

К ним не зарастет: зачем люди возводят гигантские статуи

0 16

Человечество издревле полагало, что чем важнее человек или идея, тем больше должен быть изображающий его объект

Египтяне создавали огромные изваяния фараонов и божеств, жители острова Пасхи — фигуры моаи, советская власть — исполинские статуи, изображающие Родину-матери, а император Нерон приказал поставить 30-метровую статую себя.

Интересно, что эта традиция никуда не делась: в мире насчитывается более 140 статуй, высота которых превышает 30 метров. «Вокруг света» рассказывает как и почему появились одни из самых высоких среди них.

К ним не зарастет: зачем люди возводят гигантские статуи

Память политических и государственных деятелей

Будь то упомянутая статуя Нерона, московский памятник Петру Великому высотой 98 метров или 37-метровый сидящий оранжевый Мао Цзэдун, построенный в 2016 году в поле в китайской провинции Хэнань и снесенный спустя несколько дней после завершения работ — так как «был построен без разрешения», — гигантская статуя традиционно считалась наилучшим способом увековечить память крупного политического деятеля.

Как ни удивительно, эта идея не изжила себя и в XXI веке: в 2018 году в Индии на острове Садху на реке Нармада в штате Гуджарат была торжественно открыта высочайшая в мире 182-метровая (240 метров с постаментом) Статуя Единства, изображающая Валлаббхаи Пателя — его называют одним из отцов современной Индии наряду с Джавахарлалом Неру.

К ним не зарастет: зачем люди возводят гигантские статуи

Строительство статуи началось в 2013 году, причем проект пользовался огромной поддержкой миллионов простых индийцев. Движение за Статую Единства собирало старые сельскохозяйственные инструменты как источник металла для строительства, проводило марафоны, создавало петиции и проч. Возведение памятника обошлось в 430 млн долларов США. Помимо собственно статуи, был создан целый мемориальный комплекс, включающий сад и музей; в будущем они будут дополнены гостиницей, конференц-залом и парком развлечений. Вокруг раскинулось искусственное озеро площадью 12 км2.

Читайте также

Изображения божеств и религиозных деятелей

«Мы говорим „гигантская статуя“ — подразумеваем Колосса Родосского (бога Гелиоса) или Иисуса Христа в Рио», — эта фраза верна, если речь идет о западной культуре. На Востоке же, в частности в Индии, Китае и некоторых других странах Юго-Восточной Азии, на ум придет скорее гигантский Будда или — с большим отставанием — Гуаньин, персонаж китайской, вьетнамской, корейской и японской мифологии.

Причем возводить гигантские статуи в этом регионе начали более полутора тысяч лет назад, и сегодня на изображения Будды приходится наибольшее число крупнейших статуй в мире — наряду с уже упомянутым Гуаньином и другими фигурами буддизма, индуизма и других восточных религий.

Ситуация не нова: самым высоким в мире скульптурным произведением в мире на протяжении 12 веков оставалась высеченная в скале 71-метровая статуя сидящего Будды Майтрейи близ китайского города Лэшань, пока ее в 1967-м не обогнала волгоградская «Родина-мать» с мечом. Да и сегодня в списке крупнейших статуй на втором месте после Валлаббхаи Пателя — Будда Весеннего храма, 128-метровая фигура Будды Вайрочана, построенная в 1997–2008 гг. в поселке Чжаоцунь, что в китайской провинции Хэнань.

К ним не зарастет: зачем люди возводят гигантские статуи

Будда Весеннего храма находился на первом месте по высоте 10 лет. Интересно, что ближайший западный религиозный конкурент этого и многих других азиатских гигантов — вовсе не упомянутый выше 30-метровый Христос-Искупитель в Рио, а 47-метровая железобетонная Дева Мария, установленная в десятке километров от венесуэльского города Трухильо.

Читайте также

Увековечивание идеи

В эту категорию мы отнесли циклопические фигуры, не изображающие кого-то конкретного, но олицетворяющие какую-либо идею. Строительством таких монументов особенно прославилась советская власть, которая, впрочем, пыталась строить гигантские памятники и конкретным людям, но речь сейчас не о них.

Патриотизм (понимаемый в основном как любовь к Коммунистической партии и государственному строю) в СССР был возведен в ранг религии, и роль гигантских Будд уверенно заняли изображения Родины-матери — «Родина-мать зовет!» в Волгограде (85 м), «Родина-мать» в Киеве (62 м; с постаментом — 102 м), «Мать-Армения» в Ереване (22 м; с постаментом — 54 м). Конкуренцию им составляли воины, крупнейший из которых мурманский «Алеша» (35,5 м; с постаментом — 42 м), он же мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны».

К ним не зарастет: зачем люди возводят гигантские статуи

Впрочем, СССР не был пионером на пути увековечивания идей в форме статуй, представляющих некий собирательный образ. Самым известным сооружением такого рода будет, конечно, статуя Свободы (46 м; с постаментом — 93 м), открытая в 1886 году на острове Бедлоу (ныне — Свободы) в Верхней Нью-Йоркской бухте. И хотя при желании ее можно считать памятником древнеримской богине Либе́ртас, все-таки стоит помнить полное название сооружения: «Свобода, несущая просвещение миру» (вариант: «Свобода, озаряющая мир»), — и повод к ее сооружению. Это был подарок Франции Соединенным Штатам на столетие независимости.

Еще один пример статуй такого рода — открытый в столице Сенегала Дакаре в 2010 году 49-метровый Монумент африканского возрождения. Его строили два года, в разгар экономического кризиса, в весьма небогатой стране из стали и бронзы северокорейские рабочие с подачи и по настоянию местного авторитарного правителя. Стройка обошлась в 27 млн долларов и вызвала массовое недовольство местных жителей.

Читайте также

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.